Лодий П. Д.
Логические наставления (фрагмент)
 
  • Лодий П. Д. Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного. В пользу студентов Санктпетербургскаго педагогическаго института, Сочиненныя онаго института ординарным профессором, словесных искуств и философии доктором, коллежским советником Петром Лодием. СПб., 1815.
  • Источник: Minervium

Лодий, Петр Дмитриевич
Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного  от ложного

Содержание книги (фрагмент)

ВСТУПЛЕНИЕ в философию вообще

ГЛАВА I. О понятии, разделении, цели и пользе философии.

§ 1. Что есть философия по предмету? различие оной от мудрости.

§ 2. Что есть философия относительно к цели? При чем разные определения философии исследываются.

§ 3. Основанием познания философического должен быть один свет разума.

§ 4. Философия разделяется на теоретическую и практическую, обе вместе составляют одно тело.

§ 5. Части философии смотря по предметам многоразличны: физика, метафизика, антролология, физиогномика и педагогика.

§ 6. Смотря на тело и душу человека: соматология и физиогномика.

§ 7. Логика вообще, практическая всеобщая философия и ее части.

§ 8. Философия о воле человеческой, нравоучение, философическое правоучение и политика.

§ 9. Что есть философия вкуса или эстетика.

§ 10. Верховная цель всей философии есть цель разума.

§ 11. Верховное правило, руководствующее человеком в его познаниях и поступках.

§ 12. Порядок в преподавании частей философии.

§ 13. Вспомогательные науки для упражняющихся в философии суть: филология, история и словесные науки.

§ 14. Цена и польза философии безусловная.

§ 15. Цена и польза философии условная или относительная.

§ 16. Возражение против сей пользы и ответ на оное.

§ 17. Любитель мудрости должен воздерживаться от лишнего догматизма и скептицизма, избегать педантства, шарлатанства и ученого щегольства.

§ 18. Средства ко всему сему показываются.

ГЛАВА II. О понятии, пределах, пользе, вспомогательных средствах и кратком начертании истории философических систем.

§ 19. Что есть история философических систем?

§ 20. Причины философических умопроизведений суть во 1-х внутренние необходимые, случайные и самоучка, во 2-х внешние.

§ 21. Что составляет предмет сей истории?

§ 22. Какова должна быть история философических систем?

§ 23. История философических систем для систематического порядка должна иметь троякое основание.

§ 24. Сия история разделяется на три периода.

§ 35. Упражнение в истории философических систем во 1-х приятно, во 2-х полезно и необходимо.

§ 26. Неблагоприятные последствия происходившие от упражнения в сей истории не только не должны отвращать нас от упражнения в оной, но напротив того еще поощрять к оному.

§ 27. В сем параграфе и следующих показываются некоторые источники и вспомогательные средства к основательному познанию Философических Систем.

ПЕРИОД I. Первые черты древней философической истории.

§ 31. Хотя философия (как образование ума) началась и возрастала вместе с родом человеческим, но при всем том греки были первые творцы философии, кои совершеннее приступили к святилищу оной.

§ 32. Состояние философических познаний между народами, кои были древнее греков.

§ 35. Начала философии у греков, успехи и перевороты в оной.

§ 34. От Орфея до Ликурга образ философии пиитический и баснословный; от Ликурга до Фалеса приточный и политический.

§ 35. От Фалеса до Сократа физический и метафизический, отчасти же диалектический и софистический; от Сократа до Эпикура практический.

§ 36. От Эпикура до трехсотого года по Р. X. отчасти систематический, отчасти же скептический, синкретистический и эклектический.

ПЕРИОД II. Первые черты философической истории средних времен.

§ 37. Состояние философии между христианами до X-го столетия.

§ 58. От чего произошел гнев против философии и философов?

§ 59. Состояние философии между аравлянами и схоластиками?

§ 40. Какие ученые назывались схоластическими докторами? Для чего философия не может быть одною только служительницею высших так называемых факультетов.

ПЕРИОД III. Первые черты философической истории новых и наших времен.

§ 41. Первые опыты в исправлении философии начаты 15-го и 17-го столетия.

§ 42. Усилия Вольфа, эклектиков и Юма были счастливее в восстановлении философии.

§ 43. Система Вольфова хотя казалась удовлетворительною, но не была без пороков и противников.

§ 44. В тоже время чему обучал Юм?

§ 45. Усилия в целом преобращении философии в исходе 18-го столетия учиненные.

§ 48. Опыты в исправлении практической философии.

§ 49. Монтень утверждает что добродетель и порок происходят от одного воспитания и обыкновения.

§ 50. Мандевиль приписывает всю нравственность разному образу правления.

§ 51. Философо-богословы одни усматривают довольную причину доброты или худобы свободных действий во внутреннем качестве оных, а другие в воле Божией.

§ 52. Пуфендорфово начало всей нравственности: Ищи обществолюбия.

§ 53. Английские нравоучители философии разделяются на два класса.

КЛАСС I. Английских нравоучителей, производящих основание нравственности из чувствований и способности чувствования.

§ 54. Шефтсбери представил начало благоволения.

§ 55. Ларошфуко - самолюбие philautiam люби самого себя

§ 56. Хатчесон собственное нравственное чувство правого и неправого, доброго и худого.

§ 57. Фергюсон утверждает, что верховная цель человека есть постоянная деятельность, и стремление к высшим целям.

§ 58. Адам Смит полагает началом нравственности сострадание (симпатию).

КЛАСС II. Начала нравственности производимые из способности познавательной и умозаключений.

§ 59. Доктор Кларке полагает основанием всей нравственности благоприличие.

§ 60. Волластон сие предложение: всякое действие есть доброе, которым изражается истинное предложение.

§ 61. Кантово основание нравственности: поступай таким образом, чтобы правило твоих деяний могло быть всеобщим законом для всех разумных существ, находящихся в подобном случае, и проч.

§ 62. В Лейбнице-Вольфиевой системе сие предложение: усовершай самого себя, или делай добро, и уклоняйся от зла.

§ 63. Платнер и Гарве, представляя систему усовершенствования, неотступно имели целью систему благополучия.

ЛОГИКА или УМОСЛОВИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ I. О понятии, разделении и пользе логики.

§ 64. В природе все происходит и делается по правилам или законам.

§ 65. Определение логики вообще.

§ 66. Разделение оной на природную и приобретенную.

§ 67. Разделение приобретенной же на простонародную и искусственную.

§ 68. Какая причина разных логических систем? Наконец определение логики в тесном смысле.

§ 69. Разделение оной на теоретическую и практическую, примечание на Кантово разделение.

§ 70. Достоинство и польза логики.

§ 71. Возражения против сей пользы, с ответами на оные.

ОТДЕЛЕНІЕ II. Об истории логики и сочинителях оной.

§ 72. История логики разделяется на три периода.

§ 73. Состояние логики от происхождения оной до начала падения наук.

§ 74. Состояние логики от падения наук до возобновления оных.

§ 75. Две главные секты схоластиков, а именно: номиналисты и реалисты.

§ 76. Состояние логики от возобновления наук до наших времен.

§ 77. Первые опыты в исправлении логики начаты в 15-ом и 16-ом столетиях.

§ 78. Усилия в исправляемой Логике были гораздо счастливее в 17, 18 и 19-м столетиях.

I) Между англичанами Бэкон Веруламский, Гоббес, Локк.

Между французами Гассенди, Картезий, Мальбранш, ле Гранд, Глауберг, сочинение l'art de рenser, и Дюгамель. Между немцами Чирнгаузен, Лейбниц, Вейгель и Томазий.

II) В начале 18-го столетия смотри стр. 90 и 91.

№ I. Последователи Лейбница.

№ II. Антилебницианцы-эклетики.

№ III. Критические философы и соперники оных.

ГЛАВА ПРЕДИСЛОВНАЯ ЛОГИКИ

ОТДЕЛЕНИЕ I. О способностях и действованиях человеческого ума.

§ 1. Превосходство человека над прочими животными.

§ 2. Что есть человек? В чем состоит его сущность и природа?

§ 3. В чем состоит сущность животности? Что есть тело органическое? Какими органами снабжено тело человеческое?

§ 4. Что есть душа?

§ 5. Какими способностями снабжена?

§ 6. Что есть способность чувствования, чувствование и ощущение? Что суть вещи присутствующие, и органы чувственные?

§ 7. Что есть воображение, и что мечта.

§ 8. Что есть воображение в тесном смысле и способность вымышления, совокупление, отвлечение? Употребление сих способностей.

§ 9. Различие между воображением и чувствованием?

§ 10. Другие способности в душе суть разумение, рассуждение и разум.

§ 11. Что есть разумение, внимание, размышление и отвлечение?

§ 12. Что есть ум, разум, рассуждение и умствование?

§ 13. Что есть желание и отвращение, воля, хотение и нехотение?

§ 14. Что есть память, естественная и искусственная, и чем различается от воображения?

§ 15. Что есть воспоминание и забвение?

ОТДЕЛЕНИЕ II. О различии умов и его причинах.

§ 16. В каком смысле принимается здесь слово ум?

§ 17. В чем состоит различие умов?

§ 18 и 19. Продолжается ответ.

§ 20. От чего зависит изящность умов человеческих?

§ 21. Ограниченный человеческий ум когда называется превосходным?

§ 22. Что полагается источником и причиною различия умов?

§ 23. От каких физических причин зависит разность умов?

§ 24. Какое влияние имеет сложение тела на силы познавательные?

§ 25. Какое темперамент?

§ 26. Какое Климат? также пища и питие?

§ 27. К нравственным причинам различия умов принадлежит воспитание и наставление.

§ 28. Что есть воспитание, и что наставление?

§ 29. Как производится различие умов посредством воспитания и наставления?

§ 30. Какое влияние имеет религия, и образ правления на умы?

§ 31. Как действуют первые опыты и примеры в сочинениях и произведениях ума на разность оного?

§ 32. К смешенным причинам разности умов принадлежат: случай, недостаток оного, знание языков и времена, в которые кто жил.

§ 33. Какие из сего следствия?

ОТДЕЛЕНИЕ III. О семиотике и гимнастике умов.

§ 34. Что есть семиотика и что гимнастика умов?

§ 35. Чем занимается семиотика умов?

§ 36. В каких людях примечается наблюдательный и исторический ум?

§ 37. По каким признакам обнаруживается философический ум?

§ 38. И по каким математический?

§ 39. Какими способами занимается гимнастика в познании умов?

§ 40. Чем занимается педагогика?

ЛОГИКА или УМОСЛОВИЕ

ГЛАВА I. О разных родах понятий, началах и причинах сих родов.

§ 41. Каким образом обнаруживается познавательная способность души нашей?

§ 42, 43 и 44. О понимании, представлении, сведении и их различии.

§ 45. Какие суть роды предметов, о коих можно иметь сведение?

§ 46. Сколько родов бывает сведения по качеству своему?

§ 47. Что есть понятие? О каких вещах может быт простое понимание? Различие между понятием и пониманием. Почему Кант словам: чувственное понятие, предпочел слово воззрение?

§ 48. Можно ли вид или идею назвать воззрением по Канту?

§ 49. Сколько родов понятий в нас находится? и каким способом изображаются в нас сии роды понятий?

§ 50. Что есть вещество, и что образ понятий?

§ 51. Как разделяются предметы понятий наших? Что есть существо, и что случайность?

§ 53. Что есть существо, и что случайность в совокупном, и в отвлеченном смысле рассматриваемые?

§ 53. Что называется определенным, и что есть всяческое определение вещи, что предмет единственный, и что повсемственный?

§ 54. Положение 1. Всякая существующая вещь есть единственная и нераздельная. 2. Всеобщее или повсемственное вне понятия ума нашего не существует.

§ 55. Что есть вид? Как понятие об оном изображается ?

§ 56. Что есть род? Как понятие об оном изображается?

§ 57. Положение. Роды и виды, вне ума нашего сами по себе не существуют, но только в неделимых, или единственных вещах.

§ 58. Что следует по сим объяснениям?

§ 59, 60, 61. Как разделяется род? и что есть различие числительное видовое и последнее?

§ 62. Что есть признак?

§ 63. Собственный и общий, утвердительный и отрицательный?

§ 64. Внутренний, внешний и отношения?

§ 65. Постоянные и переменные, существенные и свойства, необходимые и случайные, основные и последственные, способы и отношения?

§ 66. Что есть и как разделяется количество понятий? Какие последствия из сего происходят?

§ 67. Понятия по количеству распространительному разделяются на единственные, особенные, общие, и повсемственные ― Кант не принимает сего разделения, но несправедливо.

§ 68. По количеству содержательному на простые и сложные.

§ 69. Что есть качество понятий? Разделение по оному понятий на ясные и темные, подробные и неподробные?

§ 70. Подробность логическая и эстетическая?

§ 71. Каким образом производится подробность или ясность понятий?

§ 72. Подробность аналитическая и синтетическая.

§ 73. Что есть отношение понятий? ― Понятия по отношению разделяются: а) на истинные и ложные.

§ 74. б) На тождественные и взаимственные, подчиненные и сораспоряженные, однородные и разнородные.

§ 75. в) Разделительные и различительные.

§ 76. г) Противоречивые и противные.

§ 77. д) Утвердительные и отрицательные.

§ 78. Что есть способопонимаемость или способовидимость понятий? понятия по способовидимости суть: 1) возможные и невозможные; 2) необходимые и случайные: 3) отнюдь и условно необходимые.

§ 79. Понятия по своему происхождению суть случайные и сделанные.

ОТДЕЛЕНИЕ I. О естественных законах и причинах сопряжения и последования понятий.

§ 80. Что есть сопряжение понятий, что о нем научает опытность? Закон при сопряжении понятий.

§ 81. Какие понятия удобно взаимно себя возбуждают?

§ 82. Которые понятия легче возбуждаются? 85. Что из всего сего усматривается?

ОТДЕЛЕНИЕ II. О знаках мыслей, о языке и писании.

§ 84. Когда начинает человек изъявлять знаками свои единственные понятия?

§ 85. Что есть знак и означаемое?

§ 86. Знаки бывают: естественные, произвольные, доказательные предвещательные и воспоминательные.

§ 87. Что суть слова и на какой конец изобретены?

§ 88. Почему слова называются терминами? Что есть термин гласный? и что означает?

§ 89. Что есть термин вещественный, и что образный? Положительный, отрицательный, пустой, постоянный, собственный несвойственный?

§ 90. Термин единогласный, двусмысленный, 1) по случаю, 2) по намерению, 3) по ошибке сомнительный и наконец искусственный?

§ 91. Что есть голос? голос члено-образный, и что говорение?

§ 92. Что есть речь, и что язык? Какое между ними различие?

§ 93. Речь есть троякая: гражданская, философическая и эстетическая.

§ 94. Было ли необходимо изобретение языка для человеческого общества и для чего?

§ 95. Что значит писать вообще? Что правильно писать? и что писание, речь и письмо какую доставляют пользу?

§ 96. Какое главное употребление слов? Какая сего причина?

§ 97. Что должно наблюдать при употреблении слов?

ГЛАВА ІI. О РАССУЖДЕНИЯХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

I. О рассуждениях.

§ 98. Что, есть рассуждение, что значит утверждать и что отрицать? Различие между рассуждением и пониманием.

§ 99. Три потребности рассуждения: подлежащее, сказуемое и связь. Неправильные определения рассуждения.

§ 100. Рассуждение состоит в одном простом утверждении, или отрицании усмотренного сходства, или несходства между двумя представлениями.

§ 101. Правило наблюдаемое в рассуждениях.

II. Объяснение предложения.

§ 102. Что есть предложение? Какие его части? Всегда ли выражены в предложении?

§ 103. Как познается, какой термин должен быть подлежащим, или сказуемым в предложении?

ОТДЕЛЕНИЕ I.

О внутренних основаниях предложений, их различии и законах, отсюда происходящих.

§ 104. Внутреннее различие предложений утверждается на четырех главных основаниях, т. е. на количестве, качестве, отношении и способовидимости.

§ 105. Количество предложений, и по сему разделение оных на единственные, особенные и повсемственные.

§ 106. Предложения совершенно и несовершенно повсемственные.

§ 107. Метафизическая и физическая повсемственность предложений.

§ 108. Хотя опытность не может быть основанием метафизической повсемственности, но и познавательные способности (как думает Кант) не могут быть источником оной. Довольною причиною сего есть полная ясность и простота подлежащего и сказуемого.

§ 109. Предложение в приспособительном смысле. Иначе нравственно повсемственное.

§ 110. Предложение особенное ― определенное и неопределенное, различие между оными.

§ 111. Предложение единственное.

§ 112. Ограниченное и неограниченное.

§ 113. Предложения ограниченные когда равняются повсемственным, и когда особенным?

§ 114. Качество вообще, и относительно к логике.

§ 115. Предложение утвердительное и отрицательное.

§ 116. Во всяком предложении утвердительном сказуемое приемлется особенно, а в отрицательном повсемственно.

§ 117. Сколько находится форм или образцов предложений?

§ 118. Отношение. Разделение предложений по оному.

§ 119. Предложение безусловное.

§ 120. И условное; в нем бывают две части: условие и условное. Правила условного предложения.

§ 121. Предложение разделительное полное и неполное, что к истине оных потребно?

§ 122. Предложение простое и сложное.

§ 123. Выразительное и невыразительное.

§ 124. Совокупительное ― винословное ― способовидимое ― чистое и нечистое.

§ 125. Предложение исключительное, изъятельного подлежащего или сказуемого; выключительного подлежащего, или сказуемого; стеснительные, усугубительные, именительные и сравнительные предложения.

§ 126. Главные правила изъяснительных предложений.

§ 127. Способовидимость. По ней разделение предложений, кои суть: проблематические, решительные, метафизически ― нравственно ― подлинные.

§ 128. Предложения аналитические и синтетические; примечание к сему разделению.

§ 129. Теоретические и практические.

§ 130. Аксиомы и теоремы; сего две части: положение и доказательство.

§ 131. Требование и проблема; сея части: задача, решение и доказательство.

§ 132. Лемма, прибавление и следствие.

ОТДЕЛЕНИЕ II. О внешних основаниях предложений и о непосредственных заключениях или умствованиях, основывающихся на законах сих предложений.

§ 133. Внешнее различие предложений основано: 1) на противоположении; 2) подчинении; 3) превращении и 4) единознаменовании.

§ 134. Что есть противоположение и противные предложения вообще? Что противоречивые, противные и подпротивные: в чем сходственны и различны?

§ 135. Закон предложений противоречивых.

§ 136. Закон предложений противных.

§ 1З7. Законы предложений подпротивных.

§ 158. Подчинение предложений.

§ 139. Правила подчинения.

§ 140. Обращение предложений. Что в нем замечать должно?

§ 141. Правила обращательных предложений.

§ 142. Осторожности в сем обращении.

§ 143. Единознаменование предложений ― каким образом приводятся предложения к единознаменованию?

ГЛАВА III. Об умствовании и главнейших оного, родах.

ОТДЕЛЕНИЕ I. Об умствовании вообще и его началах.

§ 144. Что умствование?

§ 145. Когда умствует ум наш?

§ 146. Какие отсюда происходят аксиомы?

§ 147. Различие между умствованием и рассуждением.

§ 148. Во всяком умствовании три только понятия и рассуждения, или части находятся т. е. предыдущая, последующая и последование и проч.

§ 149. Вещество и образ умствования; последующая образно ― вещественно истинная.

§ 150. Какие отсюда производятся следствия?

§ 151. Правила умствований.

§ 152. Умствование и доказательство утвердительное и отрицательное.

§ 153. Начала доказательств утвердительных.

§ 154. Начала доказательств отрицательных.

§ 155. Особые правила для произведения заключений: 1) при равной обширности подлежащего и сказуемого.

§ 156. 2) при разной обширности оных в значении.

ОТДЕЛЕНИЕ II. О силлогизме вообще и его правилах.

§ 167. Что есть силлогизм? Его различие от умствования.

§ 158. Вещество силлогизмов ― дальнейшее и ближайшее. Термин больший, меньший и средний и проч.

§ 159. Способ узнать термин средний в силлогизме.

§ 160. Способ составлять силлогизмы.

§ 161. Образ, фигура и способ силлогизмов.

§ 162. Сколько есть фигур силлогизма?

§ 163. Сколько способов в каждой фигуре?

§ 164. Совершенный силлогизм есть простой, условный и разделительный.

§ 165. Что есть силлогизм простой? справедливо ли Кантово замечание?

§ 166. Правила силлогизма простого (категорического): 1-е) в правильном силлогизме три только термина должны находиться.

§ 167. 2-е) Термин средний не должен находиться в заключении.

§ 168. 3-е) Термин средний по крайней мере в одной посылке должен быть совершенно всеобщим.

§ 169. 4-е) Крайние термины не могут быть, принимаемы в заключении всеобще, естьли в посылках были взяты особенно.

§ 170. 5-е) Естьли обе посылки утвердительны, то и заключение должно быть утвердительно.

§ 171. 6-е) Естьли одна посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательное.

§ 172. 7-е) Обе посылки не могут быть вместе особенными ни в силлогизме утвердительном, ни в отрицательном.

§ 173. 8-е) Ежели одна посылка особенная, то и заключение должно быть особенное как в силлогизме утвердительном, так и отрицательном.

ОТДЕЛЕНИЕ III. О силлогизмах сложных и их правилах.

§ 174. Что есть силлогизм сложный и что условный?

§ 175. Правила силлогизма условного.

1-е) Ежели условие утверждается в меньшей посылке, то условное должно утверждать в заключении.

2-е) Ежели условное отрицается в меньшей посылке, то условие должно отрицать в заключении.

3-е) Естьли все предложения суть условные, то условное меньшей посылки не должно быть противным условию большой.

§ 176. Кантово утверждение, касательно понятия о самостоятельной причине выводимого из формы силлогизма условного, несправедливо.

§ 177. Силлогизм соединительный и его правила.

§ 178. Силлогизм разделительный и его правила.

§ 179. Дилемма и ее правила.

§ 180. Различие дилеммы от силлогизма разделительного.

§ 181. Несовершенный силлогизм, полисиллогизм и аналогическое умствование.

§ 182. Что есть энтимема?

§ 183. Епихерема.

§ 184. Сорит.

§ 185. Правила сорита.

§ 186. Что есть сорит категорический и что условный?

§ 187. Как переделывается сорит, восходящий в порядочные силлогизмы? Что есть просиллогизм? и

§ 188. Как нисходящий, что есть эписиллогизм?

§ 189. Что есть вывод ― совершенный и несовершенный?

§ 190. Какую имеет силу для уверения нас в истине? Что есть довод аналогический?

§ 191. Правила вывода. Что есть свойство совершенное и что несовершенное ― какое различие между выводом и аналогиею ― для чего мы, умствуя по аналогии, надежно и решительно заключаем о будущем действии?

ЧАСТЬ II-я ЛОГИКИ. О правильном употреблении разумения.

ГЛАВА I. О понятии, разделении и главных признаках истины.

§ 192. Какая цель практической логики ― что значит правильно действовать ― и что правильное употребление разумения?

§ 19З. Что называется истинным вообще, и что есть истина? Метафизическая ― логическая ― предлежательная и подлежательная ― внутренняя и внешняя ― именная и вещная ― нравственная и физическая?

§ 194. Предметом логики есть истина логическая внутренняя. Что есть ложное, и что ложность?

§ 195. Признаки образной истины ― довольные или недовольные.

§ 196. Что есть подлинность? ― Метафизическая ― физическая и нравственная? Предлежательная и подлежательная.

§ 197. Что потребно к составлению подлинности?

§ 198. Что есть очевидность? ― Непосредственная и посредственная?

§ 199. Что есть вероятность ― сомнительство ― неведение ― мнение ― подозрение ― уверение?

§ 200. Основания логической формальной истины.

§ 201. ― 202. ― 203. Объяснение оных.

§ 204. Из чего понимаются признаки логической истины? что при том примечать должно и какую иметь предосторожность?

§ 205. Какие суть главнейшие способы достигать до подлинности?

ГЛАВА II. О доказательствах и погрешностях, случающихся в оных.

ОТДЕЛЕНИЕ І. О доказательствах.

§ 206. Что значит утверждать истину, что есть подтверждение? что называется началами подтверждений? ― разделение оных. Что есть доказательство?

§ 207. Доказательство есть или простое, или сложное. ― Умозрительное, или опытственное.

§ 208. Опытственное делается двояким образом.

§ 209. Доказательство прямое или непрямое ― как делается? Какое между ними различие.

§ 210. Что есть доказательство аналитическое и что синтетическое?

§ 211. Доказательство к человеку ― его употребление?

§ 212. В доказательствах должно иметь непоколебимые основания и поступать в заключениях правильно.

ОТДЕЛЕНИЕ II. О погрешностях случающихся в доказательствах.

§ 213. Что есть софизм? от чего произошло сие название?

§ 214. Роды софизмов суть: 1) Вопросное, или оспариваемое начало. 2) Круг погрешительный. 3) Неведение или переменение оспариваемого предложения.

§ 215. К софизмам принадлежат разные обманы как то: 1) обман сложения ― 2) разделения ― 3) случайности ― 4) обман в последовании ― 5) обман не причины как причины ― 6) обман многосложных запутанных вопросов ― 7) обман в безусловном заключении по одному условному утверждению.

§ 216. Какие суть способы познавать сии обманы и избавляться от оных.

§ 217. Подлинность именная и вещная. Основания оных?

§ 218. О началах, или основаниях как именной, так и вещной вероятности.

§ 219. Между началами вероятности считаются: 1) ожидание подобных случаев; 2) угадывание естественных частей; 3) исследование всеобщих естественных законов.

§ 220. Другое вероятности начало. ― Вещи потребные к вероятности некоторой гипотезы.

§ 221. Вероятность и невероятность имеют степени.

§ 222. Признаки истинной и большой вероятности.

§ 223. Что есть знание в разном смысле? ― Метафизическое ― физическое ― нравственное ― познание созерцательное и умозаключительное.

§ 224. Что есть опытность ― внутренняя и внешняя.

§ 225. Опытность бывает токмо о вещах единственных или неделимых. ― Что феноменон и опыт?

§ 226. Понятия, произведенные непосредственною опытностью, суть единственные и неделимые. ― Рассуждения из них составленные созерцательные. ― Как изображаются?

§ 227. Рассуждения единственные могут преобращаться во всеобщие, каким образом?

§ 228. Основанием всего познания человеческого суть чувства вообще.

§ 229. Что суть монисты ― дуалисты ― материалисты ― идеалисты― эгоисты ― плюралисты ― и реалисты.

§ 230. В самом ли деле существуют внешние предметы, от которых мы производим внешние чувствования?

§ 231. Продолжение о том же предмете.

§ 232. Имеют ли представления наши о телах сего мира такое подобие, какое иногда имеет копия с оригиналом?

§ 233. Существуют ли основательные признаки познаваемой истины вообще, и в особенности такие признаки, по которым истинное от ложного различается?

§ 234. Истинно ли внутреннее чувство, подлинно ли оно, и можно ли оному верить?

§ 235. Какое есть основание, дающее нам право почитать то за истинное, что мы чувствуем, т. е. что рассуждения наши правильны, действия правомерны, а предметы хороши.

§ 236. Умственное познание наше может ли быть истинное и имеем ли некоторые признаки оного?

ГЛАВА III. О заблуждениях и предрассудках и их причинах.

§ 237. Что есть заблуждение?

§ 238. Различается от ложности.

§ 239. Заблуждение утвердительное, и отрицательное ― посредственное и непосредственное.

§ 240. Когда находится истина и когда заблуждение: 1) в понятиях, 2) рассуждениях, 3) предложениях, 4) в умствованиях?

§ 241. Есть ли некоторое основание, или причина заблуждений наших?

§ 242. Общее основание тех причин, по которым впадаем в заблуждения.

§ 243. Частные причины заблуждений наших: 1) невежество 2) воображение, 3) чрезмерная надежность на свое остроумие, 4) естественная наклонность, и примеры других людей, к тому нас побуждающие, 5) леность, 6) нерадивость 7) воля, сверх сего 8) обманчивые слова.

§ 244. Что следует из того, что с переменою наклонностей и обстоятельств переменяются и рассуждения наши о вещах?

§ 245. Что есть предрассуждение или предрассудок?

§ 246. Все предубеждения наши могут быть разделены на предрассудки торопливости и доверенности.

§ 247. Внутренние причины предрассудков 1) слабость рассудка в молодых летах, 2) природные наклонности воли нашей, 3) врожденное многих нерадение и леность.

§ 248. Внешние причины: напр. ученость, лета, достоинства и слава сообщающих нам свои мысли и проч.

§ 249. Почему должно прилежать к избавлению себя от предрассудков?

§ 250. Что значит сомневаться? Какое различие между сомнительством и отрицанием? Должно ли сомневаться о самих даже истинах?

§ 251. Могут ли все люди без разбору сомневаться? Сколь долго должно сомневаться, сомневающийся должен быть равнодушным к обоим противоположенным мнениям.

§ 252. От каких предрассудков трудно избавиться.

ГЛАВА IV. О познании истины посредством свидетельств.

§ 253. Можно ли доходить до познания истины с помощью одной своей опытности, или посредством одного доказательства?

§ 254. Что значит слово верить ― вера философическая ― свидетельство ― дело свидетель?

§ 255. Что есть достоверность свидетеля ― и что полагается основанием оной?

§ 256. На что надобно обращать внимание во всяком историческом рассказывании? ― а именно: 1) касательно вещи?

§ 257. 2) Касательно свидетелей.

§ 258. Правила, по которым можно рассуждать о вероятности исторической.

§ 259. 3) Касательно способа, коим предлагаются исторические происшествия.

§ 260. Все говоренное здесь о достоверности человеческой не касается достоверности Божеской, ибо она превосходит всякую человеческую подлинность.

§ 261. Обстоятельства, увеличивающие и уменьшающие достоверность свидетеля.

МЕТОДОЛОГИЯ ВСЕОБЩАЯ.

ГЛАВА I. О методе и методологии.

ЧЛЕН I. О методе и разных родах оного.

§ 262. Что есть метод и как разделяется?

§ 263. Ученый и простонародный.

§ 264. Систематический и отрывочный.

§ 265. Аналитический и синтетический, первый называется методом изобретения, второй учения.

§ 266. Силлогистический и сокращенный.

§ 267. Акроаматический и эротематический, последний бывает катехетический и разговорный.

§ 268. Главнейшие принадлежности метода суть: краткость, благонадежность и полнота.

ЧЛЕН II. О предварительных понятиях, относящихся к методологии.

§ 269. Что есть методология?

§ 270. Дабы многие и различные сведения наши могли составить науку, что к тому требуется? и что есть наука?

§ 271. Что есть система, сборище, познание отрывочное и систематическое?

§ 272. Какая цель методологии? Логическое совершенство науки ― средства к оному.

ГЛАВА II. О средствах, споспешествующих логическому совершенству науки, относящихся к основательности, ясности понятий и распространению оных.

ЧЛЕН I. О средствах, относящихся к основательности и ясности понятий.

§ 27З. Средства к основательности и ясности понятий суть определения и описания.

§ 274. Что есть определение и определяемое ― существенные качества совершенного определения суть: ясность, полнота, и точность.

§ 275. Разделение определений на аналитические и синтетические.

§ 276. Именные и вещные ― существенные и случайные.

§ 277. Правила для составления определения.

I. Определение должно быть яснее своего определяемого; ясность сия как приобретается?

II. Определение должно приличествовать одному и всякому определяемому.

III. Определение должно иметь ближайший род и последнее различие.

IV. Определения не должны быть отрицательные. Когда можно употреблять оные?

V. Определение должно быть краткое.

§ 278. Способ испытывать правильность или неправильность определений.

§ 279. Можно ли определить всякую вещь, находящуюся в природе?

§ 280. Что есть толкование, объяснение и описание?

ЧЛЕН II. О средствах, относящихся к распространению понятий.

§ 281. Что относится к средствам, способствующим распространению понятий?

§ 282. Что есть логическое разделение ― делимое, и члены? Разделять понятие не одно и то же значит.

§ 283. Что есть соразделение, подразделение и краткое обозрение?

§ 284. Разделение по числу членов бывает двучленное, троечленное, четыречленное и многочленное.

§ 285. Что есть различение ― оно разнствует от разделения.

§ 286. Правила порядочных разделений.

ГЛАВА III. О размышлении вообще и решении задач.

§ 287. Каким образом приобретаем разные познания?

§ 288. Что значит размышлять вообще и методически, и что есть размышление?

§ 289. Какие правила должно наблюдать в порядочном размышлении? Что есть аксиома и что задача?

§ 290. На сколько классов могут быть разделены задачи? и какие правила при решении оных наблюдаются?

ГЛАВА IV.О чтении книг вообще и в особенности исторических, догматических и смешенных.

§ 291. Почему чтение книг не только полезно, но даже и нужно?

§ 292. Какие книги в особенности читать должно?

§ 293. Когда понимаем автора, что есть смысл автора? что есть герменевтика. ― Толкователь и толкование?

§ 294. Начала или основания герменевтики: 1) обыкновенный или принятый образ наречия; 2) намерение говорящего; 3) предлежащая материя.

§ 295. Правила герменевтики.

I. Толкователь должен знать сущность и свойства языка, на котором писано сочинение.

§ 296. II. Простонародное употребление слов должно относить к тому веку и отечеству, в котором сочинитель имел большое уважение.

§ 297. III. Слова при толковании должно принимать в свойственном, а не в переносном смысле.

§ 298. IV. Слова двузнаменовательные должно определять по намерению и цели автора.

§ 299. V. Из различных значений слов всем прочим предпочитается то значение, в каком сам Автор употребляет оные.

§ 300. VI. При остающейся невнятности слов должно оные толковать по сопряжению и связи науки, или по предмету дела.

§ 301. VII. То толкование науки, состоящей во всей связи, предпочитается всякому другому, которое не влечет за собою последствия, разуму противного.

§ 302. VIII. Никто не должен приступать к толкованию автора, будучи занят излишнею любовью, или излишнею личною ненавистью к нему, или наконец какими-нибудь предрассудками.

§ 303. IX. В толковании авторов должно наблюдать порядок мнений, слов и пристойное последование вещей.

§ 304. Книги суть исторические, догматические и смешенные.

§ 305. При рассматривании книг исторических на что должно главнейше обращать внимание?

§ 306. Какие суть правила при рассматривании кн...

Глава I. О понятии, разделении, цели и пользе философии (фрагмент)

 § 1. Созерцание вещей встречающихся в природе и тщательное рассматривание оных, начало существовать с происхождением рода человеческого. Люди, углублявшие свои мысли в рассматривание вещей, назывались мудрецами, а наука, мало по малу ими составленная, получила название мудрости.

 Пифагор, по мнению Цицерона, первый назвал себя философом (любомудрцем), наука же с того времени названа философией ― любомудрием; следственно в древних временах философия получала, свое название от философа, теперь же напротив того философ получает свое наименование от науки философической. Новейшие философы различают философию от мудрости тем, что первая есть основательное познание сил, законов и цели природы, первейшей и высочайшей всего сего причины, по одним началам разума приобретаемое и направляемое к достижению, сохранению и утверждению благополучия человеческого; вторая же сверх основательного познания вещей требует употребления и правильного применения оных.

 § 2. Но ежели философия должна быть святилищем здравого рассудка, и надежным путеводителем к благоденственной жизни, то она должна быть образованием ума и сердца.

 Образование ума есть возвышение познавательных способностей до всевозможной степени совершенства, которое требует: 1) неусыпного старания в познавании самого себя, вещей нас окружающих сил и всеобщих законов природы, первейшей причины, или Творца всей вселенной, основанном на одних началах чистого, то есть никакими предрассудками незараженного разума; 2) требует приведения сих способностей посредством упражнения к навыку поступать в деяниях правильно и намереваемой цели сообразно.

 Образование сердца есть управление воли в показании оной тех стезей и способов, по которым она всегда должна стремиться к желанию истинного добра, и к отвращению от действительного зла, и тем достигать цели свойственной чувственно-разумному существу, то есть человеку.

 Разные философы по усмотрению своему определяют философию разным образом, на пр. Крузий представил определение философии в своей Логике под заглавием: Weg zur Gewißheit, следующее: философия есть система необходимых истин разума. Но по сему определению философия не различается от математики; поелику все истины, составляющие математику, суть также необходимые истины разума, однако ж совокупность математических истин никто не называет философией.

 Вольф говорит: философия есть наука о возможных вещах, поколику они быть могут, а также для чего и каким образом они возможны?

 Сие определение недостаточно по тому, что умствующий разум ищет возможности не в одних только философических познаниях, но также и в других, в коих философия никогда не делала исследований о том, для чего и каким образом они возможны.