Строфы
  1. Исторически известные строфы
  2. Строфы, соответствующие размерам
  3. Строфы золотого сечения

Исторически известные строфы

Поэтика среди прочего исследует стихосложение. Теория стихосложения (стиховедение) изучает в том числе строфику.

Строфы могут быть: полнорифмованными (рифмованными, каждая строка рифмуется хотя бы с одной другой строкой); частично рифмованными (с белыми или холостыми стихами); нерифмованными (из белых стихов). Одностишия неизбежно не рифмованы, многостишия могут быть какими угодно.

Схема строфы — порядок рифм в строфе; в обиходе ее также называют схемой рифмовки строфы или просто схемой рифмовки.

Все математически возможные схемы строф и отдельно все возможные десятистишия перечислены на отдельных страницах.

Одна и та же схема строфы может применяться к разным размерам. Такое сочетание определенной схемы строфы и опреденного размера называется «моделью строфы».

Существуют разные широко употребляемые модели и известные строфы. Популярнее всего полнорифмованные модели рифмовки строф; частично рифмованные популярны меньше; нерифмованные встречаются очень редко.

Помимо строф в узком смысле традиционно существуют и твёрдые формы: модели стихотворения, в которых твёрдо определен не только размер и используемые строфы, но объем (число и состав строф; например, сонет).

Довольно сложно перечислить все исторически известные модели рифмовки. Но мы попытаемся указать все строфы от одностиший до пятнадцатистиший.

Строфа Модели строф и твердых форм Источник
Одностишия Стихотворение Моностих — Википедия
Строфа
Двустишия В целом
Александрийский стих Александрийский стих — Википедия
Бейт Бейт — Википедия
Газель Газель (строфа) — Википедия
Гуриндам Гуриндам — Википедия
Касыда Касыда — Википедия
Кыта Кыта — Википедия
Маснави Маснави — Википедия
Танкетка Танкетка (поэтическая форма) — Википедия
Элегический дистих Дистих — Википедия
Трехстишия В целом
Вилланель
Вилланелла — Википедия
Виреле Виреле — Википедия
Ритурнель Друзья! Встречаем, "Антиразминка"... | "Слово к слову" | стихи (СКС)
Терцины Терцины — Википедия
Хокку Хайку — Википедия
Четверостишия В целом
Баит Баит (жанр поэзии) — Википедия
Баяты Баяты (жанр фольклора) — Википедия
Газелла
Газель (строфа) — Википедия
Виреле Виреле — Википедия
Клерихью Клерихью — Википедия
Копла Копла — Википедия
Маджама Маджама (жанр) — Википедия
Нибелунгова строфа Нибелунгова строфа — Википедия
Пантум Пантун — Википедия
Пирожок Пирожок (поэзия) — Википедия
Порошок Порошок (поэзия) — Википедия
Рубаи Рубаи — Википедия
Шаири Шаири — Википедия
Пятистишия В целом
Лимерик Лимерик (поэзия) — Википедия
Мухаммас Мухаммас — Википедия
Синквейн Синквейн — Википедия
Танка Танка — Википедия
Тёка Тёка — Википедия
Шестистишия В целом
Ахматовская строфа Ахматовская строфа — Википедия
Ронсарова строфа
Квятковский. Ронсарова строфа // Поэтический словарь. — 1966.
Секстина Секстина — Википедия
Семистишия

В целом

Бородинская строфа Бородинская строфа — Википедия
Королевская строфа Королевская строфа — Википедия
Восьмистишия В целом
Баллада (французская баллада)
Восьмистишия Гюго Гаспаров М. Л. Восьмистишия Гюго. № 165. Осенью // Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. Москва, 1993.
Ноэль Ноэль (жанр) — Википедия
Октава Октава (литература) — Википедия
Сицилиана Октава (литература) — Википедия: Сицилиана
Триолет Триолет — Википедия
Девятистишия В целом
Нона Нона (строфа) — Википедия
Спенсерова строфа
Десятистишия В целом
Баллада (французская баллада)
Глосса Глосса (поэзия) — Википедия
Децима Децима (поэзия) — Википедия
Одическая строфа Одическая строфа — Википедия
Одиннадцатистишия Одиннадцатистишие Лермонтова
  • Пейсахович М. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814—1964. — М.: Наука, 1964. — С. 417—491. 
Двенадцатистишия
Тринадцатистишия В целом

Рондель

Рондель (поэзия) — Википедия
Четырнадцатистишия В целом
Онегинская строфа Онегинская строфа — Википедия
Сонет:
  • сонет французского типа,
  • сонет английского типа.
  • сонет итальянского типа,
  • опрокинутый сонет.
Сонет — Википедия
Венок сонетов Венок сонетов — Википедия
Пятнадцатистишия В целом

Рондо

Рондо (стихотворная форма) — Википедия
Сонет с кодой Сонет — Википедия: Вариации сонетного канона

Строфы, соответствующие размерам

Помимо исторического подхода возможно и создание новой строфики. Назову это комбинаторикой строф.

Я предлагаю модели строф: строфы, выстроенные по размерам. Устанавливается самоподобие между структурой размера (метра) и структурой строфы.

Для одной и той же схемы строфы могут существовать разные ее варианты, в которых по-разному распределены мужские, женские и дактилические окончания. Для того чтобы яснее обозначить размер, предлагаю сделать все окончания мужскими (обозначается буквой «м»).

В таблице представлены все встречающиеся в русской поэзии размеры (пусть и редко). «Х» — хорей, «Я» — ямб, «Д» — дактиль, «Ам» — амфибрахий, «Ан» — анапест. Цифра обозначает число стоп.

Одинаковые буквы обозначают одинаково звучащие рифмы на концах строк, а разные буквы — разные рифмы. Например: «аабввб» — в строфе рифмуются первая и вторая, третья и шестая, четвертая и пятая строки.

Строк Двухстопный Строфа Трехстопный Строфа
1 Х1м а Д1м а
2 Я1м аб Ам1м аб
3 Х2м аба Ан1м ааб
4 Я2м абаб Д2м абба
5 Х3м абаба Ам2м абааб
6 Я3м абабаб Ан2м аабааб,
аабввб,
7 Х4м абабаба,
абабвбв
Д3м аббабба,
аббавва
8 Я4м абабабаб,
абабвгвг
Ам3м абаабааб,
абаабввб
9 Х5м абабабаба,
абабавгвг
Ан3м аабаабааб,
аабввбггб
10 Я5м абабабабаб,
абабабвгвг
Д4м аббаббабба,
аббаввгддг
11 Х6м абабабабаба,
абабвбвгдгд
Ам4м абаабаабааб,
абаабввгддг
12 Я6м абабабабабаб,
абабвгвгдеде
Ан4м аабаабаабааб,
аабввбггдеед
13 Х7м абабабабабаба,
абабавгвгдеде
Д5м аббаббаббабба,
аббавваггдеед
14 Я7м абабабабабабаб,
абабабвгвгдеде
Ам5м абаабаабаабааб,
абаабввбггдеед
15 Х8м абабабабабабаба,
абабвбвгдгдежеж
Ан5м аабаабаабаабааб,
аабввбггбддежже
16 Я8м абабабабабабабаб,
абабвгвгдедежзжз
Д6м аббаббаббаббабба,
аббаввгддгеежззж
17 Ам6м абаабаабаабаабааб,
абаабввгддгеежззж
18 Ан6м аабаабаабаабаабааб,
аабввбггдееджжзииз

Строфы золотого сечения

Предлагаю другую схему строф: строфы золотого сечения, иначе строфы Фибоначчи. Ее можно назвать как-нибудь красиво, например, «златостишия».

В ней и структура строк внутри каждой строфы, и соотношение между строфами описываются числами Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144… Таким образом, их длины приближаются к золотому сечению.

Поскольку тут установлен не только порядок рифм в строке, но о порядок строф в стихотворении, эту схему можно считать схемой твердой формы (см. выше).

Далее, простые строфы здесь объединяются в группы — суперстрофы или составные строфы. А сами простые строфы являются их субстрофами.

Пятистишие строится по схеме ((2 + 1) + 2), восьмистишие — (((2 + 1) +2) + (2 + 1)). Дальше из них строятся суперстрофы большего размера. К восьмистишию приставляется пятистишие, получается суперстрофа-тринадцатистишие, к ней восьмистишие, и получается 21-стишие и т. д.

Последовательный порядок все более длинных стихотворений золотого  сечения в таблице обозначен серым фоном и жирным шрифтом по диагонали из верхнего правого угла в левый нижний.

144 89 55 34 21 13 8 аабабввб
5 аабаб
8 аабабввб
13 8 аабабввб
5 аабаб
21 13 8 аабабввб
5 аабаб
8 аабабввб
34 21 13 8 аабабввб
5 аабаб
8 аабабввб
13 8 аабабввб
5 аабаб
55 34 21 13 8 аабабввб
5 аабаб
8 аабабввб
13 8 аабабввб
5 аабаб
21 13 8 аабабввб
5 аабаб
8 аабабввб