|
Строфы | |||||||||||||||||||||
Исторически известные строфыПоэтика среди прочего исследует стихосложение. Теория стихосложения (стиховедение) изучает в том числе строфику. Строфы могут быть: полнорифмованными (рифмованными, каждая строка рифмуется хотя бы с одной другой строкой); частично рифмованными (с белыми или холостыми стихами); нерифмованными (из белых стихов). Одностишия неизбежно не рифмованы, многостишия могут быть какими угодно. Схема строфы — порядок рифм в строфе; в обиходе ее также называют схемой рифмовки строфы или просто схемой рифмовки. Все математически возможные схемы строф и отдельно все возможные десятистишия перечислены на отдельных страницах. Одна и та же схема строфы может применяться к разным размерам. Такое сочетание определенной схемы строфы и опреденного размера называется «моделью строфы». Существуют разные широко употребляемые модели и известные строфы. Популярнее всего полнорифмованные модели рифмовки строф; частично рифмованные популярны меньше; нерифмованные встречаются очень редко. Помимо строф в узком смысле традиционно существуют и твёрдые формы: модели стихотворения, в которых твёрдо определен не только размер и используемые строфы, но объем (число и состав строф; например, сонет). Довольно сложно перечислить все исторически известные модели рифмовки. Но мы попытаемся указать все строфы от одностиший до пятнадцатистиший. Строфы, соответствующие размерамПомимо исторического подхода возможно и создание новой строфики. Назову это комбинаторикой строф. Я предлагаю модели строф: строфы, выстроенные по размерам. Устанавливается самоподобие между структурой размера (метра) и структурой строфы. Для одной и той же схемы строфы могут существовать разные ее варианты, в которых по-разному распределены мужские, женские и дактилические окончания. Для того чтобы яснее обозначить размер, предлагаю сделать все окончания мужскими (обозначается буквой «м»). В таблице представлены все встречающиеся в русской поэзии размеры (пусть и редко). «Х» — хорей, «Я» — ямб, «Д» — дактиль, «Ам» — амфибрахий, «Ан» — анапест. Цифра обозначает число стоп. Одинаковые буквы обозначают одинаково звучащие рифмы на концах строк, а разные буквы — разные рифмы. Например: «аабввб» — в строфе рифмуются первая и вторая, третья и шестая, четвертая и пятая строки.
Строфы золотого сеченияПредлагаю другую схему строф: строфы золотого сечения, иначе строфы Фибоначчи. Ее можно назвать как-нибудь красиво, например, «златостишия». В ней и структура строк внутри каждой строфы, и соотношение между строфами описываются числами Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144… Таким образом, их длины приближаются к золотому сечению. Поскольку тут установлен не только порядок рифм в строке, но о порядок строф в стихотворении, эту схему можно считать схемой твердой формы (см. выше). Далее, простые строфы здесь объединяются в группы — суперстрофы или составные строфы. А сами простые строфы являются их субстрофами. Пятистишие строится по схеме ((2 + 1) + 2), восьмистишие — (((2 + 1) +2) + (2 + 1)). Дальше из них строятся суперстрофы большего размера. К восьмистишию приставляется пятистишие, получается суперстрофа-тринадцатистишие, к ней восьмистишие, и получается 21-стишие и т. д. Последовательный порядок все более длинных стихотворений золотого сечения в таблице обозначен серым фоном и жирным шрифтом по диагонали из верхнего правого угла в левый нижний.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||