История логики:
Краткий очерк
Раздел содержит библиографию и веб-ссылки по истории логики. Страница содержит краткий очерк истории логики
  1. Статьи для первоначального знакомства с предметом
  2. В целом
  3. Восточная логика
  4. Античная логика
  5. Средневековая логика
  6. Логика Возрождения
  7. Логика раннего Нового времени. XVII-XVIII вв.

I. Статьи для первоначального знакомства с предметом

Тексты по ссылкам дают короткий очерк истории логики и позволяют составить первое знакомство с ней.

  • На русском языке
    • Бирюков Б. В. и др. Логика // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — Т. 14. — 1973. — Разд.: Новосёлов М. М., Кузичева З. А., Бирюков Б. В. История логики
    • Бочаров В. А. Логика // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. — М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
    • Войшвилло Е. Добронравов И. Логика // Философская энциклопедия. В 5-х т. — — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
    • Карпенко А. С. Логика в России // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. — М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
    • Карпенко А. С. Логика // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.
    • Логика // Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
    • Логика // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
    • Логика // Философский энциклопедический словарь. 2010.
    • Логика — Википедия.
    • Логика в России // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
    • Неклассические логики. — Словари и энциклопедии на Академике
    • Новосёлов M. M. Логика // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.
    • Основные этапы истории логики. (Первый раздел.)
    • Радлов Э. Логика // Энциклопедический словарь. — Т. 17 B [Кн. 34]. —  СПб.: [Брокгауз]; Семенов. Типо-Литография (И. А. Ефрона).
    • Символическая логика // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. 
    • Философская логика. — Словари и энциклопедии на Академике
    • Черкесов В. И. Логика // Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — Т. 25. — С. 334-338.
  • На английском языке
  • На немецком языке
  • На французском языке

II. В целом

  • История формальной логики есть история учения о законах и формах рассуждения и доказательства, об их законах и критериях правильности и обоснованности, об их ошибках и критике доказательства. Рассуждения должны обеспечивать получение новых истин на основе уже установленных.
  • Исторические термины: логика, диалектика, рациональная философия, формальная логика.
  • История формальной логики контектуально связана с историей онтологии (метафизики), эпистемологии (теории познания) и методологии, а также психологии (логика как учение о законах и формах мышления).

А) Периодизация и классификация

  • Европейские логические формы и их реформы. Западноевропейская формальная логика.
  • Традиционная логика. IV в. до н. э. — нач. XX в. 
    • Названия: традиционная логика, аристотелевская логика.
    • Методы: доматематические и графические.
    • Начало в Европе: Аристотель.
    • Статус: раздел философии. Философские направления внутри логики.
    • Медленное развитие, относительная неизменность проблематики и методов.
    • Периодизация по культурно-историческим эпохам:
      • Античная логика.
      • Средневековая логика.
      • Логика Возрождения.
      • Логика Нового времени.
  • Математическая логика. 2-я пол. XIX в. — современность.
    • Названия: современная логика, математическая логика, символическая логика.
    • Методы: алгебра логики. Дальнейшее развитие графических методов.
    • Начало: научная революция в логике во 2-й пол. XIX в.
    • Статус: раздел философии, раздел математики.
    • Быстрое развитие, разветвленная научная дисциплина.
    • Разделы и направления: философская логика, классическая логика, неклассические логики.
  • Восточная логика.

III. Восточная логика

  • Логика в странах Древнего Востока.
    • Индийская логика.
    • Логика в Китае.
  • Одновременное возникновение логики на Древнем Востоке и в Древней Греции. Вопрос о первенстве индийской и древнегреческой логики.

А) Индийская логика

  • Древняя Индия.
  • Идеи и контекст региона: школы индийской философии. Индоевропейская языковая основа (общая с Грецией).
  • Возникновение логики. Около V в. до н. э.
  • Логические идеи и построения: учения о формах и способах рассуждений.
  • Школа ньяя
    • Формальные находки: пятичленный силлогизм.
  • Буддийская школа.
    • Асанга.
      • Формальные находки: пятичленный силлогизм.
    • Дигнага.
      • Сочинение: «Об источниках познания».
      • Формальные находки: трехчленный силлогизм.

Б) Логика в Китае

  • Древний Китай
  • Идеи и контекст региона: «И цзин» (гексаграммы).
  • Элементы логического мышления: школа имен (мин-цзя), моисты, Сюнь-цзы.
  • Проникновение буддийской логики (VII в. н. э.).
    • Перевод «Об источниках познания» Дигнаги.

IV. Античная логика

  • Регион: Европа. Другое название: древнегреческая логика.
  • Идеи и контекст эпохи: проблематика древнегреческой философии. Связь логики с теорией познания.
  • Предыстория. Первые учения о способах рассуждений. Материал для последующих логических построений. Учения об его источниках познания.
  • Создание формальной логики как самостоятельной науки (IV в. до н. э.). 
    • Учение о формах рассуждений. Поиск общих правил и законов рассуждения. Истинность посылок гарантирует истинность заключения.
    • Изобретение дедуктивной логики. Две теории дедукции. Предметное  ограничение теорий: определенные типы (разновидности) рассуждений (силлогизмов). Полемика теорий.
    • Логика Аристотеля.
    • Диалектика мегарской школы.
  • Логика стоиков (после 300 до н. э.)
  • Позднеантичная (эллиноримская) логика. Упадок логики.
  • Теории, альтернативные формальной логике: предыстория индуктивной логики, предыстория диалектической логики. Переход от частных положений к общим вероятным.
  • Историческое влияние и значение античной логики. Основание современной западноевропейской логики. Изучение логики как часть образовательного цикла.

А) Предыстория

  • Ранняя греческая философия
  • Элеаты
    • Авторы: Зенон Элейский
    • Диалектика 
    • Околологические построения: апории.
  • Демокрит
    • Модернизирующая интерпретация: индуктивные умозаключения.
  • Софисты
    • Сочинения: Двоякие речи.
    • Логические построения: логическая семантика, теория аргументации.
  • Сократ
    • Устное учение. Метод веления беседы: вопросно-ответный диалог, постановка вопросов направляет собеседника к принятию вывода.
    • Источники.
      • Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. Майевтика особенно: Кн. 1. Гл. 6. Кн. 3. Гл. 4-6, 8-9. Кн. 4. Гл. 6.
      • Платон. Ранние диалоги (т. 1. Собр. соч.): демонстрация майевтики.
    • Эпистемологический и методологический контекст: отказ от утверждений («я знаю, что ничего не знаю»). 
    • Логические построения: теория определения, начатки индукции.
    • Терминология: майевтика (повивальное искусство), наводящие речи (индукция).
    • Полемика: критика софистов.
    • Модернизирующая интерпретация: строгость мышления. Вывод (результат рассуждения) определяется ранее принятыми посылками (высказываниями, призанными за истинные).
  • Платон
    • Сочинения
      • Диалоги.
      • Горгий: критика софистических приемов.
    • Смежные теории 
      • Онтологический и эпистемологический контекст: истинное знание. 
      • Методологический контекст: общие правила и законы рассуждения. Рассуждения как средство поиска истины. Польза диалектики.
    • Логические построения: дихотомическое деление.
    • Терминология: диалектика (искусство рассуждения).
    • Полемика: опровержение софистов.
    • Модернизирующая интерпретация: абстрактные понятия, детерминированность мышления.

Б) Мегарики

  • Логические идеи и построения:
    • Формальные находки: Пропозициональная логика, силлогистика (условные умозаключения). Отношение логического следования и учение о его критериях, анализ связей между высказываниями, учение о доказательстве. Софизмы.
    • Модернизирующая интерпретация: импликация, теорема о дедукции.
    • Влияние: логика стоиков.
  • Евклид Мегарский — основатель мегарской философской школы
    • Формальные находки: доказательство от противного, аргументы, по форме похожие на силлогизмы.
  • Евбулид Милетский
    • Сочинения: против Аристотеля.
    • Формальные находки: парадоксы «Лжец», «Лысый», «Куча», софизмы. 
  • Диодор Крон из Иаса
    • Формальные находки: условные высказывания, отношение логического следования. Более общее основание вывода, чем выводы о присущем аристотелевской силлогистики. Условное высказывание истинно, когда заключение следует из посылки. Заключение следует из посылки, когда условное высказывание необходимо, так что его истинность не зависит от случая.
    • Модернизирующая интерпретация: импликация как модальная (необходимая) условная связь.
  • Филон Мегарский — ученик Диодора Крона
    • Формальные находки: условные высказывания, отношение логического следования.
    • Модернизирующая интерпретация: материальная импликация.
  • Клитомах из школы Евклида
    • Сочинения: сочинение об аксиомах и предикатах.

В) Перипатетики. Аристотель

Аристотель

  • Сочинения:  «Органон» («орудие», «инструмент») познания.
    • Логические трактаты. Последователи Аристотеля объединили их под этим общим названием. 
    • «Категории». Учение о терминах (понятиях).
    • «Об истолковании». Учение о высказываних (суждениях).
    • «Первые аналитики». Учение о силлогизме (силлогистика).
    • «Вторые аналитики». Учение о научном доказательстве
    • «Топика». Самое раннее из логических сочинений. Учение о диалектических доказательствах и правдоподобных заключениях.
    • «Софистические опровержения» («О софистических опровержениях»). Учение о ложных умозаключениях (ошибках) и софизмах (софистических уловках), их анализе и методах избавления от них.
  • Термины: термин, высказывание (речь), субъект, предикат, силлогизм, посылка, заключение.
  • Форма записи. 
    • Подстановка букв вместо терминов в высказываниях.
    • Модернизирующая интерпретация: переменные.
  • Общие правила рассуждения.
    • Модернизирующая интерпретация: законы тождества, противоречия и исключенного третьего.
  • Пропозициональная логика.
    • «Первые аналитики» и «Топика».
    • Начатки пропозициональной логики и отказ от исследования.
    • Модернизирующая интерпретация: правило отделения заключения. При истинности высказываний «если А, то В» и «А»  высказывание «В» отделяется как истинное заключение. Импликативное рассуждение.
  • Логика предикатов.
    • Учение о терминах. Анализ логических элементов речи.
    • Учение о высказываниях. 
      • Логический анализ предложения. Высказывание — истинная или ложная речь, утверждение или отрицание чего-либо о чём-то (высказывание о присущем). Простое высказывание — атрибутивное отношение двух терминов (субъекта и предиката).
      • Основные виды предикативных высказываний. «Все А суть В», «Некоторые А суть В», «Ни одно А не есть В», «Некоторые А не суть В».
      • Обращения высказываний. Его правила.
      • Модернизирующая интерпретация. Атрибутивная форма высказывания (суждения). Изоморфизм атрибутивных и объёмных отношений (математическая модель). Ассерторические высазывания.
    • Силлогистика: законченная теория силлогизма, законченная теория дедукции. Выведение логических следствий.
      • Категорические силлогизмы (доказывающие силлогизмы, классические силлогизмы). . Из истинности двух исходных высказываний (посылок) можно вывести (следует) истинность некоторого третьего высказывания (заключения). Правильность силлогистического рассуждения и достоверность вывода не зависит от конкретного содержания терминов A, B и C или М, Р и S, но только от способа соединения высказываний.
      • Форма записи: условное высказывание. Пример 1: «Если все В суть С и все А суть В, то все А суть В».
      • Традиционная форма записи. Пример 2: «Все М суть P. S есть М. Следовательно, S есть Р».
      • Классификация видов силлогизма. Фигуры и модусы силлогизмов. 3 фигуры и 18 (14) правильных модусов.
      • Правила (принципы, условия построения) силлогизма.
      • Критика: ограниченность одним классом рассуждений. Посылками являются только предикативные высказывания. 
      • Модернизирующая интерпретация: форма рассуждения. Силлогизмы как общезначимые формы связи атрибутивных суждений, отношения между высказываниями. Аксиомы силлогизма (силлогистические законы). Алгоритмизация (алгоритмы) вывода заключений, и схемы рассуждений.
    • В целом.
      • Критика: полуформальный характер логики.
      • Модернизирующая интерпретация: логика классов. Отделение логической формы речи (рассуждений) от её конкретного содержания, формальный характер логики. Формы мышления, детерминированность мышления, законы рационального познания.
  • Логическое учение о доказательстве (учение о логическом доказательстве). Логическое обоснование истинности.
  • Логическое учение об ошибках. Классификация логических ошибок.
  • Методологический контекст: анализ способов научного доказательства.
  • Влияние: слава создателя логики («отца логики»), победа над мегариками.

Перипатетики

  • Теофраст, Евдем — ученики Аристотеля
  • Логические идеи и построения:
    • Условные и разделительные силлогизмы.
    • Четвертая фигура силлогизма. 4 фигуры и 24 (19) правильных модуса силлогизмов (в итоговом варианте).

Г) Стоики

  • Источник влияния: мегарики
  • Полемика: эпикурейцы.
  • Автор: Хрисипп. Сформировал логическое учение школы.
  • Термины: логика (введен впервые), силлогизм.
  • Формальные находки
    • Пропозициональная логика (логика высказываний). 
    • Силлогистика на основании логики высказываний.
      • Идея дедукции. Учение о доказательстве, общий метод формального доказательства средствами логики. Правила построения высказываний и правила вывода. Эта силлогистика должна предшествовать аристотелевской силлогистике, которая также признается.
      • Условное умозаключение. Критерий Филона из Мегары. Условием формальной правильности дедуктивного вывода заключения из посылок является истинность самого условного высказывания. Силлогизмы могут вести от ложных посылок к истинным следствиям.
      • Разделительное умозаключение.
      • Классификация аргументов.
        • 1) Формальные доводы. Основаны только на правильной форме дедукции, только на истинности условного высказывания. Не исключена ложность посылок.
        • 2) Истинные доводы — вид формальных. Содержательная истинность посылок.
        • 3) Доказывающие доводы — вид истинных. Посылки и заключения относятся как высказывания о причинах и следствиях соответственно. Не могут быть обоснованы посредством аналогии и индукции.
    • Модернизирующая интерпретация
      • Дедуктивизм.
      • Материальная импликация (критерий Филона).
      • Теорема дедукции: высказывание логически следует из посылок, если оно является консеквентом всегда истинной импликации, имеющей в качестве антецендента конъюнкцию этих посылок.
  • Методологический и эпистемологический контекст
    • Учение о критерии: восприятие как основа познания.
    • Связь логики и грамматики.
    • Доказывающие доводы основаны на естественных законах и интуитивно истинны.
    • Модернизирующая интерпретация: Доказывающие доводы являются аналитическими.
  • Онтологический контекст
    • Деление всказываний строго на истинные и ложные.
    • Модернизирующая интерпретация: принцип двузначности.

Д) Эпикурейцы

  • Авторы: Филодем из Гадары.
  • Полемика: другие школы (в частности, стоики).
  • Термин: каноника.
  • Эпистемологический и методологический контекст: радикальный эмпиризм, ценность опыта.
  • Теория, альтернативная логической.
    • Движение в сторону индуктивной логики, ее начало.
    • Аналогия.
    • Индукция. Роль противоречащего примера в обосновании индукции. Правила индуктивного обобщения.

Е) Позднеантичная эллино-римская логика 

  • Логические идеи: эклектическое сочетание аристотелизма и стоицизма. Окончательный вид античной формальной логики, античная схоластика. Экзегеза (истолкование авторитетных текстов).
  • Графические методы: комментаторы Аристотеля: представление модусов силлогизма с помощью геометрических фигур.
  • Поздние перипатетики 
    • Комментаторы Аристотеля: Боэт Сидонский, Александр Эгский, Адраст, Гермин, Александр Афродизийский.
    • Гален
      • Формальные находки.
        • Идея аксиоматизации логики. 
        • Полисиллогизмы.
        • Логика отношений, силлогизмы отношений.
  • Поздние неоплатоники. Языческие и христианские авторы.
    • Комментаторы Аристотеля: Прокл, Симпликий, Августин, Кассиодор.
    • Методологический контекст: логика сближается с грамматикой (влияние стоиков).
    • Апулей из Медавры
      • Графические методы: логический квадрат (quadrata formula).
    • Порфирий
      • Сочинения: «Введение к «Категориям»».
      • Формальные находки: дихотомическое деление терминов. Учение о видах и родах.
      • Модернизирующая интерпретация: объём терминов силлогизма.
    • Марий Викторин
      • Перевод с греческого на латинский: «Введение» Порфирия. 
      • Терминология средневековой логики.
    • Боэций
      • Переводы с греческого на латинский: Аристотель, «Органон», некоторые сочинения. 
      • Термины: общепринятая латинизированная терминология: «субъект», «предикат», «связка».
      • Графические методы: реформа логического квадрата.
  • Другие школы
    • Цицерон
      • Термины: общепринятая латинская терминология.
    • Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский 
      • Начатки истории логики
    • Марциан Капелла
      • Сочинения: «Сатирикон» (энциклопедия).
      • Методологический контекст: логика — часть образовательного цикла семи свободных искусств.

V. Средневековая логика

  • Средневековая арабская логика
  • Средневековая европейская логика
    • Logica vetus — логика раннего европейского средневековья (7-12 вв.)
    • Logica nova (12-13 вв.).  Схоластическая логика, логика развитой схоластики.
    • Logica modernorum (кон. 13 — сер. 14 вв.). Окончательное оформление оригинальной средневековой логики, модернизация логики, разработка мельчайших тонкостей. Ее современником является Луллий.

А) Средневековая арабская логика

  • Средневековая арабоязычная логика в целом
    • Авторы: аль-Фараби, Ибн Сина.
    • Идеологический контекст: независимость философии от религии (теологии) и самостоятельность логики.
    • Источник влияния: античная логика.
  • Аверроэс (Ибн Рушд, XII в.).
    • Сочинения: Комментарии к «Органону».
    • Логические идеи: использвание терминов «необходимо истинно» и «необходимо ложно»  вместо «истинно» и «ложно».
    • Модернизирующая интерпретация: модализация понятий истины и лжи.

Б) Logica vetus

  • Название: «старая логика» («logica vetus»).
    • Источник влияния: античное логическое наследие, преимущественно перипатетическое. Часть «Органона» Аристотеля, тексты Боэция.
    • Сочинения: учебники
    • Идеологический контекст: подчинение христианскому богословию, задачи обоснования и систематизации.
    • Логика: школьная дисциплина, отсутствие формальных находок.
  • Абеляр
    • Сочинения: «Диалектика». Наброски нового.

В) Logica nova

  • Название: «новая логика» («logica nova»).
  • Источник влияния: полный перевод «Органона» Аристотеля (12 в.), церковная ортодоксиия утверждает его в качестве авторитета (13 в.).
  • Сочинения: учебники.

Г) Logica modernorum

  • Название: «логика современных» («logica modernorum»).
  • Источник влияния: «Диалектика» Абеляра, «logica nova».
  • Авторы: Уильям Шервуд, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей (Бёрли), Уильям Оккам, Жан Буридан и Альберт Саксонский.
    • Петр Испанский
      • Сочинения: «Summulae logicales» (типичный учебник).
  • Определение логики: логика — наука о способах познания во всех науках («modi scientiarum omnium»).
  • Логическая семантика.
    • Двоякое использование языка: термины могут употребляться (выражать мысль о внеязыковых реалиях), упоминаться (выражать мысль о самом языке).
    • Различие между формой и содержанием в логике (в частности, формой и содержанием суждений).  Логика — формальное учение (дисциплина) о терминах (понятии), высказываниях (суждениях) и умозаключениях. Различие между логической и фактической истинностью.
  • Формальные находки. 
    • Анализ логической связи. Учение о связках, учение о количестве суждения. Задача однозначного анализа синтаксической структуры суждения.
    • Учение о следовании (начала теории дедукции). Явственно проводится различие между материальной импликацией и формальной импликацией (тавтологичной импликацией). Поскольку для материальной импликации можно указать контрпример, она выражает содержательное (фактическое) следование, поскольку для формальной импликации его указать нельзя, она выражает логическое следование.
    • Теория дедукции. Законы логики высказываний. Более общие правила (более общая теория), чем аристотелевская силлогистика (как и у стоиков).
    • Модальная логика. Законы модальной логики.
  • Модернизирующая интерпретация: универсум речи, автонимное употребление терминов, кванторы, область действия логических операций, аксиоматизация логики высказываний, аксиоматизация модальной логики.
  • Онтологический и эпистемологический и контекст: борьба реализма, концептуализма и номинализма. Существуют ли универсалии (общее) до вещей, в вещах или после вещей (не эмпирические, а абстрактные объекты).
  • Методологический контекст. Силлогизм — главная форма научного доказательства. Требование строгости логических форм.

Д) Луллий

  • Имя: Раймунд Луллий (Раймон(д) Луллий, Рамон Льюль).
  • Теория, альтернативная логической, реформа логики. Машина Луллия. Комбинации основных терминов, обзначающих наиболее общие характеристики и свойства вещей.
  • Сочинения: «Великое искусство» («Ars magna», опубликовано в 1480).
  • Термины: великое искусство («аrs magna»), искусство Луллия («аrs lulliana»).
  • Модернизирующая интерпретация: логика открытия, категории, машинизация процесса логического вывода (дедукции).

VI. Логика Возрождения

  • Положение логики: кризис дедуктивной логики. Статус школьного учебного предмета. Частичная перестройка формальной логики.
    • Гуманистическая критика логики.
    • Развитие схоластических идей.
    • Индуктивизм (Фрэнсис Бэкон).

А) Гуманистическая критика

  • Эпистемологический и методологический контекст и альтернативные теории. 
    • Гуманистическая критика схоластики. Риторическая критика дедуктивной логики, критика силлогизма (умозаключений). 
    • Критика: схематизм искусственного мышления, интерес только к форме мысли, абстрактность, готовое книжное знание, авторитет как источник посылок, плохое средство для изучения реальности. 
    • Положительная программа: естественное мышление (интуиция и воображение), опыт, исследование природы как цель.
    • Неспососбность гуманизма в деле обновления логики.
  • Модернизирующая интерпретация: логика открытия, эпистемологический поворот.
  • Леонардо да Винчи
    • Логические идеи: идея эмпирического (индуктивного) метода.
  • Реформация у гуманистов.
    • Автор: Петр Рамус (Пьер Раме) — известный гугенот.
      • Логические идеи: логика естественного мышления. Введение в логику риторической инвенции (поиска материала).
      • Влияние: Фрэнсис Бэкон.
  • Джордано Бруно
    • Логические идеи: искусство Луллия («аrs lulliana») как средство поиска истины.
    • Модернизирующая интерпретация: логика открытия.

Б) Развитие схоластики

  • Реформация в целом.
    • Автор: Меланхтон. 
    • Логические идеи: неосхоластическая логика.
  • Контрреформация.
    • Автор: Суарес.
    • Логические идеи: неосхоластическая логика.
  • Я. Дзабарелла (Падуя, XVI в.)
    • Сочинения: «Логические труды» («Opera logica», 1578).
    • Эпистемологический и методологический контекст: традиционная формальная логическая дедукция вне схоластической интерпретации предлагается и защищается в качестве универсельной научной методологии.
    • Модернизирующая интерпретация: логика открытия.
    • Влияние: положение логики в XVII в.
  • Г. Галилей (XVI — нач. XVII вв.) 
    • Эпистемологический и методологический контекст: польза абстракции. Абстракции нужны, чтобы восполнять данные опытных наблюдений. Необходимо вводить их в систему дедуктивных рассуждений в качестве гипотез, постулатов или аксиом, затем сравнивать результаты дедукции с результатами наблюдений.
    • Модернизирующая интерпретация: логика открытия, гипотетико-дедуктивный метод.

В) Фрэнсис Бэкон

  • Источник влияния: античные идеи в области индукции, Петр Рамус.
  • Сочинения: Новый Органон.
  • Альтернативная теория и формальные находки
    • Теория индукции. Создание индуктивной логики. Отличия индукции от дедуктивной формальной логики (силлогистики).
    • Учение об отрицательных и преимущественных примерах (istantiae). Преимущественные примеры — случаи, в которых наиболее полно выразилось явление и которые благодаря этому могут заменять собой целый ряд однородных фактов и, таким образом, сокращать путь исследования.
    • Четыре основных метода исследования: согласия, различия, остатков и сопутствующих изменений.
  • Эпистемологический и методологический контекст. 
    • «Знание есть могущество» («scientia est potentia»). Способы получения знания, изучения природы и приобретения господства над ней для применения на пользу людям.
    • Критика силлогизма. Отказ от силлогизма как от непригодного для исследования. Индукция должна заместить силлогистику как метод познания.
    • Индуктивный метод — единственный метод познания высших законов природы. Возможность индукции основана на однообразном порядке явлений природы.
    • Собирание и группировка фактов, обобщение.
  • Модернизирующая интерпретация: логика открытия.
  • Влияние: индуктивизм философии эмпиризма и сенсуализма  (Гоббс, Локк, Кондильяк, Беркли, Юм).

VII. Логика раннего Нового времени. XVII-XVIII вв.

  • Источник влияния: Дзабарелла, Бэкон.
  • Эпистемологический и методологический контекст эпохи: связь логики с теорией познания и психологией, ее частичная самостоятельность. Цель логики — познание; вопрос о его источнике и достоверности. Борьба и взаимная критика двух философских направлений (школ): рационализма (Декарт) и эмпиризма (Локк). Попытки примирения рационализма и эмпиризма (критицизм Канта).
  • Т. Гоббс, П. Гассенди
    • Эпистемологический и методологический контекст: дедуктивная логика вне связи с теологией и перипатетической философией. Идея 
    • Вслед за Р. Декартом, Т. Гоббсом и логиками Пор-Рояля Лейбниц считал возможным создать «всеобщую символику», своеобразный искусственный язык, который был бы свободен от многозначностей, присущих естественным разговорным языкам, понимался без словаря и был бы способен точно и однозначно выражать мысли.
  • Дж. Локк.
    • Эпистемологический и методологический контекст: критика силлогизма. Индуктивный вывод.
  • Иоганнес К. Штурм (из Страсбурга).
    • Логические идеи: не вполне схоластическая логика.
    • Графические методы: логические круги (1661). 
  • Лейбниц, Л. Эйлер (XVIII в.).
    • Графические методы: логические круги (Эйлеровы круги, круги Эйлера).